b-s-d-1 (b_s_d_1) wrote in eburg,
b-s-d-1
b_s_d_1
eburg

Узкоколейные железные дороги в Екатеринбурге и Свердловской области

Свердловская область — один из наиболее насыщенных узкоколейными железными дорогами регионов СССР и России.
Активное развитие узкоколейных железных дорог на Среднем Урале началось в XIX веке.
Узкоколейные железные дороги обслуживали в основном предприятия металлургической
промышленности. В ХХ веке значительное развитие получили лесовозные узкоколейные
железные дороги и торфовозные узкоколейные железные дороги.

По состоянию на 2009 год, в регионе находились 9 гарантированно действующих узкоколейных железных дорог,
причём некоторые из них - в Екатеринбурге и ближайших окрестностях (Верхняя Пышма).

Под вопросом, но с большой вероятностью, тоже действуют: узкоколейная железная дорога исправительного
учреждения в Ивделе, Калатинская узкоколейная железная дорога (небольшой участок внутри Кировградского
медеплавильного комбината - остальное давно разобрано), узкоколейная железная дорога Верх-Исетского
металлургического завода в Екатеринбурге (по версии А. Колесова - с большой вероятностью, действует).

Действует также значительное число шахтных узкоколейных железных дорог.
Шахтные узкоколейные железные дороги находятся в Берёзовском, Нижнем Тагиле, Североуральске
и других городах. Но шахтные узкоколейные железные дороги трудно воспринимать как полноценные
узкоколейные железные дороги.

21 декабря 2011 года была открыта в полноценном виде страница «Узкоколейные железные дороги
Свердловской области» http://infojd.ru/uzk66.html
Тем самым, завершилась работа по полному покрытию РФ, Казахстана, Кыргызстана,
Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана ( http://infojd.ru/ujd_ob.html ).

Надеюсь, не за горами тот день, когда работа над узкоколейными железными дорогами
будет наконец полностью завершена и дальнейшая работа будет вестись исключительно
с железной дорогой широкой колеи.

В силу сложности региона работа над этой страницей велась около двух лет, причём последние
дней двадцать - с самого раннего утра до позднего вечера. Появилась информация о многих
узкоколейных железных дорогах, которые ранее в Сети не упоминались.

В рамках этой работы: я добился встречи с известным исследователем железных дорог из Екатеринбурга
Александром Колесовым и скопировал сделанные им ценнейшие фотографии, которые уже двадцать лет
как существуют только в бумажном виде. Получено разрешение их выложить. Также скопированы
и частично выложены исключительно ценные дневниковые записи А. Колесова.

Интересно, что в 1995 году на территории области существовал путь с конной тягой

Фото А. Колесова, 1995 год.

В конторах свердловских лесозаготовительных предприятий были добыты две книги, отсутствующие в продаже:
«Лесозаготовительные предприятия Среднего Урала», изданная в Екатеринбурге в 2001 году,
авторы — В.Л. Глузман, М.Ф. Маслюков, и «История развития лесной промышленности Среднего Урала»,
изданная в Екатеринбурге в 1997 году, автор-составитель М.Ф. Маслюков.

Книги оцифрованы. Часть страниц из них выложена.

Скуплены разными путями и просмотрены все старые номера журнала «Локотранс».
Особая ценность из них:
http://infojd.ru/uzk66_kamychlov_lt01.jpg
http://infojd.ru/uzk66_kamychlov_lt02.jpg
Камышловский район. В Сети не упоминалась никак!



Работа по изучению узкоколейных железных дорог региона велась мной с 1996 года
(первая поездка: http://infojd.ru/dop/poezdka1996ekat.html , первичное обследование
Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги.

Позднее Свердловская область посещалась (не считая
транзита, что было десятки раз) в 1998, 1999 ( http://infojd.ru/dop/poezdka1999nikyaeotr.html ),
2002 ( http://infojd.ru/dop/poezdka2002ural.html ), 2004, 2005, 2006, 2007 (дважды), 2010 годах (дважды,
одна из поездок - http://infojd.ru/dop/poezdka2010lvkpa.html ).

В 2004, 2007 и 2010 годах средством попадания являлся самолёт ( http://infojd.ru/dop/avia.html ),
причём в 2004 году пришлось лететь в Тюмень (только туда был дешёвый билет), затем
на электропоезде.

В 2005 году было серьёзное ЧП - длительное задержание охраной и милицией за фотографирование в Реже.
http://infojd.ru/dop/ex.html

Впереди самое трудное - попадание на завод в Верхней Пышме, что может быть
сложнее, чем проникновение в секретную воинскую часть. Завод строго охраняем
и не склонен к сотрудничеству. Если кто-нибудь пользуется возможностью доступа
на него - буду благодарен за любую информацию об узкоколейной железной дороге.

В дополнение к странице «Узкоколейные железные дороги Свердловской области», открыты страницы:

http://infojd.ru/15/ayat.html «Узкоколейная железная дорога Аятского торфопредприятия»

http://infojd.ru/15/kourovka.html «Коуровская узкоколейная железная дорога»

http://infojd.ru/16/vsinchk.html «Железнодорожная линия Синячиха — Верхнесинячихинский металлургический завод»

http://infojd.ru/16/vsin.html «Узкоколейная железная дорога Верхнесинячихинского металлургического завода»

http://infojd.ru/15/chirokayaretchka.html «Узкоколейная железная дорога Широкореченского торфопредприятия»

http://infojd.ru/15/butka.html «Железнодорожная линия Ощепково — Бутка» (разобранная железная дорога, которая вела в родное село Б.Н. Ельцина)

http://infojd.ru/dop/q.html - новые ответы на вопросы



Все материалы можно свободно использовать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments